JDF
INFORMING. INSPIRING. EMPOWERING.
JDF

Politics

ВОЗМОЖНОСТЬ ИМЕТЬ УСТОЙЧИВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО


August 31st, 2017


Uyanga Delger
@u.delger


11244   0


6 min


23 августа 2017 года Монгольская народная партия МАН, голосованием своих 30 депутатов внесла на рассмотрение в парламент предложение о смещении с должности главы кабинета министров Ж.Эрдэнэбата и о роспуске правительства. Этот процесс происходит в то время, когда доминирующая партия МАН имея 65 депутатских мест контролирует и парламент, и правительство. В ближайшие дни будет обсуждаться вопрос о снятии с должности действующего премьер-министра.

Вопрос о смещении главы правительства возник несколько недель спустя после избрания Х.Баттулга президентом Монголии.

Разделение исполнительной власти между институтами президента и премьер-министра, обуславливает нестабильность правительства и тем самым наносит ущерб всему государству. Даже если это предложение не получит поддержки в парламенте, и премьер-министр сохранит на этот раз за собой свой пост, то все равно, останутся основные факторы дестабилизирующие правительство. Сейчас, больше чем когда-либо возникает потребность в пересмотре и реформировании системы  государственной власти.

Проект по внесению поправок в Конституцию

Парламентская рабочая группа во главе со спикером М.Энхболдом разработала проект внесения поправок в основной закон Монголии. (постановление Великого государственного хурала, ВГХ  №39, от 2-го июня 2017 г.) По всей стране организуются публичные обсуждения проекта.

Президент Монголии обладает конституционным правом законодательной инициативы, рекомендаций по выбору направлений деятельности правительства. Президент не назначает и не освобождает от обязанностей премьер-министра и официально не возглавляет кабмин. Глава правительства подотчетен парламенту Монголии.

Авторы Конституции Монголии 1992 года не желали того, чтобы институт президентской власти в нашей стране дублировал работу правительства и  приобретал черты исполнительной власти.

Президент избирается всенародным голосованием и получает свой мандат от народа, что превращает его в могучего и самого влиятельного политика страны. Премьер-министр назначается парламентом Монголии.

Поправки и дополнения в основной закон преследуют целью ограничить полномочия президента Монголии. Согласно проекту, ограничения касаются законодательной инициативы и его полномочий в отношении правительства. Поправки к Конституции Монголии вступят в силу в июле 2020 года.

Точка зрения

Постановление ВГХ №39 от 2-го июня 2017 года и приложение с поправками и дополнениями к Конституции Монголии не ставят целью изменение форм проведения президентских выборов. Президент по-прежнему будет избираться всенародным голосованием.

Даже в случае одобрения ВГХ поправок к Конституции “затор”, испытываемый властными структурами вряд ли будет преодолен. Для   решения этой проблемы необходимо мыслить масштабно.

Необходимо взглянуть на проблему шире. Существующая сегодня система подстраивается под политическую конкуренцию, желание некоторых экономических группировок обладать государственной властью, от их согласий и разногласий зависит стабильность общества. Во-первых, выходом из “недемократической” ситуации послужит отказ от порядка принятия закона от имени народа 40 голосами депутатов ВГХ. Необходимо укреплять парламентскую демократию, численность депутатов должна соответствовать 3-х миллионному населению Монголии, или как рекомендуют некоторые юристы довести численность депутатского корпуса до 150 человек.

Во-вторых, если число монгольских парламентариев значительно увеличится, то возможно “облачение в двойные одежды”, то есть совмещение членства в правительстве с парламентским мандатом. Сегодня общегражданские законы считаются принятыми ВГХ, если за них проголосовало менее 20 депутатов. Практика “двойных одежд ” приводит к концентрации власти, к регулярному роспуску правительства, провоцирует борьбу между теми, кто ожидает своей очереди к госкормушке.

В-третьих, необходимо строго ограничить законодательные инициативы парламентариев. Разработку законопроектов локализовать в структурных подразделениях правительства. Сегодня даже самые малочисленные депутатские группы ВГХ инициируют законы. Подобная деятельность разваливает основную систему, насильно закладывая в нее, скопированное  за рубежом чуждое мышление делает ее непонятной и беспорядочной. При таком ведении дел усиливается лоббирование узких экономических интересов, что негативно влияет на стабильность государства.

Необходимо принципиально и четко провести разграничение нашей государственной власти на три ее ветви: законодательную, судебную и исполнительную. При этом система должна быть такой, чтобы она не  обуславливала бюрократическую конкуренцию и торговлю госдолжностями, а способствовала становлению политического лидерства. Под политическим лидерством подразумевается концепция и курс, рассмотренные главой исполнительной власти и ожидающие одобрения парламентским большинством. Анализ сегодняшней ситуации показывает, что наше государство может, по примеру Франции перейти на полупрезидентскую форму правления. Президент Французской республики избирается всеобщими прямыми выборами. Выборы в Национальное собрание Франции проводятся почти одновременно с президентскими, поэтому исключены приход в администрацию президента однопартийцев и возможность парламентского режима однопартийного большинства. Президент Франции имеет полномочия назначать и снимать премьер-министра. Он несомненно является  главой исполнительной власти.

Другим вариантом может стать переход, путем уточнения концепции Конституции Монголии 1992 года на германскую модель государственного устройства. Федеральный канцлер Германии избирается большинством голосов членов парламента, он же является главой правительства. Канцлер-это реальный лидер государства, а функции президента Германии носят репрезентативный характер.

Постановление ВГХ №39 от 2 июня 2017 года и проект поправок и дополнений к Конституции Монголии не предлагает никаких решительных мер по укреплению парламентской демократии. Согласно проекту, хотя президент и лишается права законодательной инициативы и полномочий в отношении правительства, но в “закулисье” как всенародно избранный руководитель он будет сохранять свое влияние.

Наряду с укреплением парламентской демократии, необходимо четко и ясно трансформировать институт президентства или по примеру Германии- в символическую фигуру, с чисто церемониальными полномочиями или по примеру Франции- в обладателя реальной властью как глава исполнительной власти. Без принятия этих мер монгольское правительство не будет устойчивым.

2017.08.31


Like the article?

Comments (0)


Upvote
0 people (0%)

Түдгэлзсэн
0 people (0%)

Дэмжээгүй
0 people (0%)

Related articles